Страны Западной Европы
Далее, в первые годы после Второй мировой войны многие страны Западной Европы продемонстрировали ярко выраженный американизм. Он явил собой форму модернизма, который зародился в Европе и после войны вернулся в Европу кружным путем из Америки, сделавшись более строгим, технологически передовым и во многих отношениях менее фривольным и художническим, чем прежний европейский модернизм. Другая волна американизма имела место в начале века, когда Европа импортировала небоскребы. Их американское происхождение было настолько само собой разумеющимся, что в 1940-е годы, когда в Москве начиналось строительство высотных зд аний, власти специально предписывали, что они не должны выглядеть на американский манер.
В наши дни интернационализм доминирует в гораздо большей степени, чем когда-либо; это явилось результатом глобализации общества и объединения Европы. Практика архитектуры сделалась в большой мере интернациональной, и не только у ведущих международных компаний, таких как Херцог и де Мейрон, чьи работы разбросаны по всей Европе, от Санта-Крус-де-Тенерифе до Котбуса*, или ОМА, чья деятельность простирается от Порту до Санкт-Петербурга, но и у менее авторитетных фирм.
Наверное, сегодня радиус действия больше, чем пятьдесят лет назад, но и в прошлом архитекторы ездили по миру, обучались за границей, работали и заключали контракты с зарубежными коллегами. Пример — балтийский интернационализм, существовавший около 1900 года и охватывавший Стокгольм, Хельсинки, Таллин, Ригу и Санкт-Петербург.