Архитектура Центральной Европы
Что касается архитектуры Центральной Европы, то в ее изучение очень важным вкладом стали каталоги выставок, издающиеся с 2000 года Адольфом Штиллером. Штиллер стал первопроходцем в деле представления стран, которым обычно отводилось маргинальное место или вовсе не отводилось места в истории европейской архитектуры. В серию Штиллера вошли издания, посвященные архитектуре двадцатого века в Словакии, Румынии, Хорватии, Болгарии, Словении и Польше, равно как и каталоги по Финляндии, уже появившиеся во многих пубЛиКаЦИях в разных странах, и по Люксембургу, который, как и Болгария, до появления этой серии привлекали мало внимания в международном масштабе. ВНиМание во всех этих публикациях сосредоточено на архитектуре модерна, но они представляют ценный и ранее недоступный материал.
Несмотря на более сжатый временной охват, в описываемом контексте важной, безусловно, стала книга «Восточноевропейский модернизм. Архитектура Чехословакии, Венгрии и Полыни между двумя войнами», изданная в 1996 под редакцией Вой — цеха Лесьниковского. В ней помещены статьи Владимира Шлапеты, Джона Мачаи, Яноша Бонты, Ольгерда Чернера и самого Лесьниковского. Интересно, что авторы не только анализируют модернизм в трех перечисленных странах, но и помещают его в контекст других архитектурных направлений межвоенного времени. Поскольку модернизм рассматривается здесь в строго очерченных национальных рамках, культурной сети двойной Австро-Венгерской монархии, а до того — империи Габсбургов уделено немного внимания. Сербский архитектор Никола Дрокович, осуществивший большую часть своих проектов в Югославии, но на самом первом этапе своей трудовой деятельности работал в Праге, не упомянут в посвященной Чехословакии части книги. Название вступительной статьи Лесьниковского «Чехословацкая, венгерская и польская архитектура в европейской перспективе» характерно для принятой практики: Восточная Европа не считалась в то время «частью Европы».