Европейская архитектура
В этой книге принят другой угол зрения: она сосредоточена именно на европейской архитектуре — вопреки всем ограничениям, которые накладывает такая географическая характеристика. Мало того, что Европу сложно изолировать от остального мира архитектурной культуры; невозможно даже дать точное определение, что есть «Европа», как в географическом, так и в культурном смысле. Колониальная архитектура и градостроительство, культурный обмен между бывшими колониями в обеих Америках, культурная проницаемость таких природных восточных границ Европы, как Уральские горы и Босфор, многовековое влияние Османской империи на Балканах — вот лишь некоторые факторы, затрудняющие понимание самого представления о Европе.
Определяющей чертой европейской архитектуры является то, что она в очень большой своей части публична. Правительства и общественные институты являются ее главными заказчиками. А основной потребитель архитектуры — народ, общество. В Европе на протяжении долгого двадцатого века почти в любой период можно отыскать убеждение как проектировщиков, так и их заказчиков, пусть даже не всегда высказываемое открыто, в том, что архитектура служит обществу, дает ему выражение и форму. Это убеждение преодолевает идеологические различия, оно присутствует в равной мере и в демократических, и в авторитарных обществах, как в свободных капиталистических странах послевоенного периода, так и в бывших социалистических странах, находИвшиХся к востоку от «железного занавеса».