Связи и программы
Связи и программы обмена в этом регионе демонстрировались на передвижной выставке «Архитектура 2000», которая побывала в названных городах в 2003— 2005 годах. Немецкие, финские и российские архитекторы работали в Таллине в начале двадцатого века — вот образчик интернационализма этого европейского региона. Другие примеры: австрийские архитекторы работали в Болгарии после освобождения этой страны от турецкого владычества в 1878 году, а русские архитекторы оставили свой след в Сербии после революции 1917 года.
Если не всегда возможно с полной уверенностью установить, что тот или иной архитектор видел, читал или слышал, что часто в нашем распоряжении имеется достаточно обстоятельных свидетельств того, что такой-то архитектор оказывал влияние, такие-то идеи широко ощущались, такие-то культуры служили источниками вдохновения. История архитектуры — не юриспруденция, а потому, цри отсутствии доказательств она иногд а основывается на предполагаемых связях, какими бы умозрительными они ни были. Так, например, бросаются в глаза параллели в творчестве Антонио Гауди в Барселоне и Эдёна Лецнера в Будапеште, хотя существование прямой связи между этими мастерами доказать невозможно. «Мог Эдён Лец — нер видеть какую-нибудь работу Вуди? Это вполне возможно», — писал в 1973 году Ференц Вамош в своей статье, вошедшей в сборник «Антирационалисты и рационалисты». Вамош сообщает, что Лецнер был в Париже «в дни Международной выставки 1878 года, где были представлены проекты Вуди. Сам Гауди в то время оставался последователем готики, хотя и на свободный, оригинальный и фантастический лад; таким был и Лецнер». На упомянутой выставке недавний студент Вуди демонстрировал витрину, спроектированную им для перчаточника Комельи. Одна витрина на большой выставке — малоубедительное указание, но, как уже было отмечено, параллели в творчестве обоих мастеров существуют. Возможно, как это бывало в истории науки, что одновременно или с малым промежутком времени возникают сходные решения идентичных или аналогичных задач. Это явление свойственно не только миру науки, оно может встретиться в архитектуре, которая есть не наука, а соединение искусства и технологии.