История архитектуры
Если взглянуть на историю архитектуры под этим углом, то можно выделить четыре уровня. Двадцатый век породил плеяду выдающихся архитекторов, от Ле Корбюзье до Кулхааса. Было некоторое число архитекторов, которые разработали основополагающие проекты; пример — Гропиус. Были архитекторы, чьи шедевры завоевали место в истории архитектуры. Их число довольно велико. Кроме того, мы знаем очень многих архитекторов, которые на определенных стадиях своей профессиональной деятельности создавали проекты, соответствовавшие господствующей тенденции, либо резко контрастировавшие с ней, и по этой причине также заслуживающие упоминания. Их произведения вовсе не обязательно были шедеврами, не всегда они были и вершинными их достижениями. Это труды, которые должны войти в наше повествование — в качестве образчиков или отступлений от нормы.
Но многие архитекторы не встраиваются и в эту четырехуровневую классификацию, во всяком случае, не завоевали в ней своего места. Я говорю о тех архитекторах, которых специалисты считают невоспетыми героями. Среди них — Петер Цельсинг, Йозеф Франк, Джованни Муцио, Саенс де Ойса; если обратиться к Восточной Европе, то можно назвать такие имена, как Эдён Лецнер, Фаркаш Мольнар, Герберт Йохансон, Богдан Пневский, Марек Лейкам, Карел Прагер, Никола Добрович, Эдвард Радникар, Иван Витич и многие другие. Стараясь сгладить асимметрию между Востоком и Западом, я в этой книге уделяю весьма много внимания архитекторам, относящимся к этой пятой категории, поскольку хочу поставить под сомнение якобы само собой разумеющееся мнение, в соответствии с которым знаменитые архитекторы становятся все более знаменитыми, и наоборот.