Знаменитые работы
Но большинству этих архитекторов было немного меньше или немного больше сорока лет, когда они создали свои самые знаменитые работы. Их совершенно разные произведения характеризуют период до и после 1900 года, в котором мы вИдим широкий спектр стилей, форм и материалов. Однако в этом многообразии есть и взаимосвязь, поскольку все мастера ощущали потребность в новых формах выразительности, с тем чтобы архитектура модерна находилась в гармонии с обществом и эпохой. На этой стадии слово «модерн» еще не несло той идеологической и моральной нагрузки, которую оно приобретет впоследствии. «Модерн» означал не более чем «современность», и излишне было бы разъяснять, что современная архитектура может быть многоликой, скудной и щедрой, объективной и фантастической.
Изучение современности приводило к поражающим воображение результатам, как к строгим, так и к свободным интерпретациям предшествовавших стилей, как, например, в постройках Эдвина Лютьенса в Англии или в попытках сформулировать новые принципы и даже, насколько возможно, изгнать стиль из царства архитектуры. Эта последняя цель вдохновила Х. П. Берлаге и Адольфа Лооса на проектирование, соответственно, Амстердамской биржи, завершена в 1902 году, и здания торгового дома «Гольдман и Задач» в Вене. Противоположную крайность представляли декоративные тенденции, представленные не только в «ар нуво», которое было так не по вкусу Лоосу, но и в работах Отто Вагнера, для которого Лоос охотно делал исключение. Европейская архитектура периода около 1900 года отразила не только историю самого континента и его представления о себе, творческий поиск новых путей к выразительности, но и бесчисленные влияния извне, от американских небоскребов и работ Генри Хобсона Ричардсона и Фрэнка Ллойда Райта до мавританских и японских моделей. Был и краткий всплеск интереса к византийскому стилю, который казался экзотическим везде, кроме Юго-Восточной Европы.