Социалистический реализм
В странах, которые после Второй мировой войны оказались в зоне влияния Советского Союза, архитектура модерна также впала в немилость вскоре после войны, и было отдано предпочтение социалистическому реализму. После смерти Сталина архитектура модерна снова стала входить в моду в странах восточного блока, в том числе и в Советском Союзе, но вследствие вызванного войной перерыва в развитии довоенный период уже оказался оконченной главой, и нигде это не было так очевидно, как в СССР, поскольку там пропасть между довоенным авангардом и послевоенной практикой была шире и глубже, чем где бы то ни было. В других частях Европы расстояние между современной архитектурой и историографией исторической архитектуры модерна тоже продолжало увеличиваться в 1950-е годы, хотя многие ведущие деятели успели дожить до художественно-исторической канонизации своих ранних работ, которые получили такой высокий статус, на какой их последние работы редко могли рассчитывать.
В историографии архитектуры двадцатого века героический период архитектуры модерна — первая машинная эра, исторический авангард, какой бы имя он
Ни носил — долгое время считался ключевым моментом, пиком повествования. То, что ему предшествовало, считалось прелюдией, то, что пришло после, — следствием, а то, что производилось в то же время — второстепенными явлениями. Ситуация начала меняться в 1960-е годы в результате внутренней критики модернизма и смены перспективы в истории архитектуры, сдвига в сторону интереса к альтернативам: «архитектуре без архитекторов» , поп-культуре, выходцам из других профессий, любителям, местным и незападным культурам.