Путь индустриализации
Англии, проложившей путь индустриализации, в девятнадцатом веке, принадлежала роль законодательницы мод, и не только в гражданском строительстве, но и в движении «искусств и ремесел» , в развитии сельской архитектуры и создании городов-садов. Первая область, в которой Англия была лидером, явилась продуктом и следствием индустриализации, а три последние могут считаться по меньшей мере реакцией на индустриализацию. Ведущие позиции Германии в развитии архитектуры, занятые ею в начале двадцатого века, также можно связать с успехами индустриализации, которая началась здесь позже, чем в Англии. Да и то, что в развитии архитектуры двадцатого века относительно важные роли принадлежали малым странам — Бельгии, Швейцарии и Нидерландов, — можно отнести к достижениям индустриализации и урбанизации. Хотя Франция оставалась преимущественно аграрной страной, и там индустриализация в немалой мере повлияла на развитие, в особенности в северной ее части.
Более того, социологи показали, что существует прямая связь между процветанием и склонностью к восприятию инноваций. И если до 1800 года уровень благосостояния во всем мире рос весьма скромными темпами, то после этого Европа уже неуклонно продолжала богатеть. Когда этот рубеж был пройден, начал увеличиваться разрыв между процветающими регионами — Северной Америкой, Европой, Океанией, Японией — и беднейшими областями мира, а последние к тому же еще и расширялись. Даже внутри самой Европы существовали немалые различия. За период от начала девятнадцатого века до конца двадцатого ВВП на душу населения в Западной Европе вырос в пятнадцать раз, тогда как в странах Центральной Европы и в России он за тот же период увеличился только в десять раз, то есть налицо было отставание от Западной Европы примерно на одну треть.