Однонаправленный процесс
Распространение идей обычно представляет собой однонаправленный процесс — с запада на восток, от центра к периферии, от учителя к ученику, из города в провинцию, от богатства к бедности. Время от времени возникают и примеры равноправного обмена, как в случае Финляндии и Венгрии, где открытие языкового родства наций и параллельное историческое развитие двух молодых государств привело к установлению более тесных культурных связей в начале двадцатого века. Свидетельством таких связей может служить дружба финского архитектора Элиеля Сааринена и венгерского скульптора Золтана Сепеши. Тенденция к однонаправленности сохранилась и после того, как Европу разделил «железный занавес».
В архитектуре не всегда возможно провести четкую разграничительную линию между изобретением и инновацией, даже между новатором, ранним адептом и переносчиком идей, то есть между носителем новых идей, человеком, открытым для восприятия новых идей, и человеком, способным принять уже освоенные новые идеи. Например, Альберто Сарторис в своих архитектурных работах был ранним адептом, а в роли аналитиКА архитектуры — переносчиком идей. В этом втором качестве он сыграл примерно ту же роль, что и Зигфрид Гидион, историк искусства и секретарь CIAM, чьи труды «Строительство во Франции. Пространство, время и архитектура» и «Механизация берет власть» стали основополагающими для движения модерна. И ту же роль сыграли Gli Elementi Dell’Architettura Funzionale Сарториса, впервые увидевшие свет в 1935 году, и его же трехтомная Encyclopedic De I’Architecture Nouvelle , опубликованная сразу после войны. КнигИ Сарториса представляют собой весомые собрания черно-белых фотоснимков образчиков современной архитектуры всего мира, причем на большей их части представлены фотографии белых ящиков с плоскими крышками. Анализ сопровождался изобразительным рядом, который более красноречиво, чем любые слова, свидетельствует: архитектура модерна завоевала мир.