Новый продукт
Часто бывает трудно разглядеть, как инновации распространяются в архитектурной культуре. Инновации можно дать следующее приблизительное определение: «Любая мысль, поведение, объект, являющиеся новыми, поскольку они качественно отличаются от существующих форм… Всякая инновация — это идея или комбинация идей». Наряду с инновациями существуют изобретения. Изобретение можно определить как первоначальную идею нового продукта или процесса. Инновация представляет собой первый шаг к осуществлению изобретения на практике. Если согласиться с этим разграничением, то многие инновации в архитектуре на деле представляют собой не более чем изобретения, которые почти или совсем не имели продолжения. Одно исключение — город-сад. Книгу Эбенизера Говарда 1898 года «Города-сады будущего»" можно рассматривать как изобретение, а Лечуорт и Уэл — вин, первые основанные Говардом города-сады, — это уже бесспорные инновации.
Одна популярная модель распространения инновации основывается на аналогии с эпидемией, при которой инфекция передается от человека к человеку; так и инновация распространяется во времени и пространстве. Обычно архитектурные инновации растекаются от центра к периферии, от города к провинции, от мастера к имитаторам. Такая же линейная схема предполагается в случае эффекта просачивания, когда инновации представляются в виде тонущих культурных товаров. В то же время существует и другая схема, при которой источник инфекции остается активным, во всяком случае, не прекращаются обращения к нему, ссылки на него. Влияние Ле Корбюзье не просто распространялось через архитекторов, которых он сам когда-то вдохновил, и которые, в свою очередь, заражали других своим энтузиазмом по отношению к его архитектурным достижениям. Отчасти благодаря всеохватности средств информации, Ле Корбюзье продолжал оказывать непосредственное влияние своими публикациями на других архитекторов, в том числе и на тех, кто был далек от тех кругов, где он вращался. Это можно отнести, в частности, к «пяти отправным точкам современной архитектуры» , которые они с Пьером Жаннере сделали достоянием общественности в 1927 году. Благодаря ясности их идеи ее легко приняли коллеги, идентифицировали критики и историки, поэтому теперь любую виллу, похожую на ящик, поставленный на тонкие опоры, моЖнО называть «корбюзианской».