Сооружение десятилетий
Волею судьбы многие архитектурные сооружения десятилетий до и после 1900 года виделись знаками перехода от девятнадцатого столетия к двадцатому, предвестниками грядущих тенденций. Комментаторы не раз изображали здания рубежа веков своего рода предварительными моделями архитектуры радикального модернизма 1920—1930-х годов; и чем больше общих черт находилось, тем лучше. В этой перспективе принято рассматривать не только стальную Эйфелеву башню, но и эксперименты 1904 года Анатоля де Бодо с бетоном при проектировании церкви на Монмартре, Франсуа Эннебика в проекте его дома в Бург-ла-Рейне и Огюста Перре в проекте жилого дома на улице Франклин в Париже. Рассматривать эти сооружения в качестве предтеч архитектуры модерна 1920-х годов — анахронизм, потому что такой взгляд не отдает должного темам именно того периода, когда они были построены, тогда как слова «модерновый» и «новый» часто были взаимозаменяемыми. В относительно короткий период от Всемирной выставки 1889 года до убийства эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево 28 июня 1914 года, события, послужившего толчком к Первой мировой войне, европейская архитектура прошла плодотворный период развития. В истории архитектуры это время было не просто разрывом с девятнадцатым веком и поворотом к движению модерна двадцатых годов.
До 1914 года, когда разразилась Первая мировая война, европейская архитектура была весьма разнообразной в своих проявлениях. Несмотря на двойственный характер «ар нуво», в ретроспективе оно дало предельно четкую картину периода до и после 1900 года, во всяком случае, как фона, на котором создавались канонические произведения архитекторов, которых позднее стали именовать предшественниками модернизма. В числе этих архитекторов — Отто Вагнер, Х. П. Берлаге, Йозеф Ольбрих, Петер Беренс, Адольф Лоос, Йозеф Хоффман, Ян Котера и Огюст Перре. Вагнеру был 61 год в 1902 году, когда он создал проект Почтовой сберегательной кассы в Вене, а Перре не было и тридцати, когда он построил жилой дом на улице Франклин в Париже.