Развитие центральных городских районов
Помимо развития центральных городских районов, проходили также процессы субурбанизации, характеризовавшиеся меньшей плотностью застройки и более просторными зелеными участками. Важным вкладом в этот тип развития стали предложенные Эбенизером Говардом идеи городов-садов и их воплощения, исполненные Раймондом Энвином. Хотя выбор модернистского архитектурного языка вовсе не был чем-то необычным при проектировании этих городских районов-садов, те архитекторы, кто небезразлично относился к английским образцам, часто предпочитали более традиционный облик садов; иногда при этом они прибегали к прямым заимствованиям форм английских коттеджей, останавливались на стиле деревенских домов Англии, придавали своим постройкам местный дух. Первоначально проживание в пригородах считалось привилегией высших социальных слоев городского населения, но 1910-1920-е годы стали свидетелями развития садовых пригородов вблизи городских центров. Эти районы предназначались для низших классов общества, в частности, для фабричных рабочих, и временами располагались в непосредственной близости к фабрикам.
Обличье европейских городов менялось вследствие не только их экспансии, но также и обновления существовавших районов. Многие градостроительные планы разрабатывались с целью адаптировать существовавшие города к новым масштабам и динамизму, которые принес с собой рост численности городского населения. В 1920-е годы постепенно формировались новые идеи открытых районов. Вначале это были главным образом утопические планы, позднее они стали осуществляться на практике; при этом открывались и первоначально закрытые районы.
После окончания Второй мировой войны перед многими странами встала задача восстановления городских фабрик. Градостроители порой подходили к этой задаче с позиций реконструкции; так обстояло дело в Варшаве, Валетте, Мидделбурге и Мюнстере. Эти города явили нам примеры того, как первоначальный облик города становился отправной точкой для его перестройки. Во многих городах необходимость перестройки была воспринята как шанс для модернизации; так было в Ковентри, Бодё, Ливорно, Роттердаме, Кёльне и Гавре. В ходе этого процесса традиционный закрытый городской пейзаж заменялся, хотя бы отчасти, открытым пейзажем, в котором уже не улицы и площади перерезали плотный массив зданий, а сами здания становились автономными объектами, окруженными пространством. То же происходило и в городах, не пострадавших от военных действий, таких, например, как Стокгольм, который пережил очищающую модернизацию в 1950-е годы.