Европейский уровень
Тот, кто выступает в качестве основателя традИций в родной среде и эпигоном на европейском уровне, может функционировать и в качестве «переносчика идей». Одной из таких фигур был Юрай Нейдхардт. Он родился в Загребе, учился в Вене и прожил несколько лет в Париже, где работал с Ле Корбюзье. В 1939 году он обосновался в Боснии, где сыграл важную роль в распространении особой модели архитектуры модерна. Его роль и значение для боснийской архитектуры ярко иллюстрируют тот факт, что блуждают не только идеи, но и люди. Биографии архитекторов, которые разъезжали по свету и пожили в разных странах, изобилуют моментами, когда они послужили посредниками при переносе новых идей в иные контексты. Еще один пример — архитектор и художник Марчел Янко. Он находился в Цюрихе в 1916 году, когда там рождался дадаизм, а в 1922 году возвратился в Румынию, где — в качестве архитек — тора-авангардиста — дал мощный толчок развитию местной архитектуры. В 1941 году он переехал в Палестину.
История знает и архитекторов, чья карьера была интернациональной. Безусловно, это относится к Центральной Европе, где не знающие границ карьеры отнюдь не были редкостью в тех странах, которые принадлежали империи Габсбургов. Примеры — Макс Фабиани, работавший в Вене и Истрии, Йоже Плечник, чья деятельность проходила в Вене, Праге, Белграде и Любляне, и Никола Добрович, чьи первые проекты были воплощены в Праге, а в дальнейшем он работал во всей Югославии, от Белграда до Дубровника.