Теория модернизма
Хорошим примером сказанного может служить разлившийся повсеместно после 1945 года модернизм. Его источник нельзя определить конкретнее, чем «довоенный модернизм»; и невозможно определить, из какой точки он начал распространяться. После Второй мировой войны в Европе нет города, который можно было бы счесть центром — или хотя бы одним из центров — этого модернизма. Не существует и какой-либо ясно сформулированной, направляющей теории модернизма. Скорее можно сказать, что налицо множество аналогичных взглядов и представлений, согласно которым было бы логично, допустим, организовывать уличное движение таким образом, чтобы центр города считался его деловой и торговой частью, а на окраинах доминировали бы ряды жилых домов и башни, окруженные зеленым пространством. Этому коллективному сознанию не препятствовало ни политическое разделение Европы «, в Брюсселе — Виктор Орта и Анри Ван де Вельде, в Вене — Йозеф Мария Ольбрих, в Глазго — Чарльз Р. МаКинТопт, в Барселоне — Антонио Гауди. Из этих центров «ар нуво» распространился на периферию, в небольшие города, такие как Нанси и Дармштадт, и в такие страны, как Италия и Латвия. Новые идеи в архитектуре часто разлетаются быстро. Иногда всего несколько лет отделяли ранние стадии «ар нуво» от появления их копий во всех частях Европы, а это поразительно короткий срок для такой медлительной по определению отрасли, как архитектура, где иногда на строительство одного здания уходит много лет.