Новейшая историография
В новейшей историографии послевоенной реконструкции основное вНИМАние уделяется Западной Европе. За исключением Дрездена и Варшавы, огромные восстановительные работы в Центральной и Восточной Европе почти не удостаивались внимания. В архитектуре и городском планировании Европы периода реконструкции основной интерес — в особенности в первые годы — сосредоточивался на количестве, и лишь во вторую очередь на качестве. Это можно объяснить масштабами рассматриваемой темы, а также ограниченностью имевшихся в распоряжении строителей материальных и финансовых ресурсов. По последней причине в первые послевоенные годы творчество многих архитекторов не могло отличаться высоКим качеством. В архитектуре рассматриваемого периода часто бывает сложно определить, где заканчивается перестраивание, реконструкция и восстановление и наЧИнаются новое строительство, совершенствование и инновации. Даже реконструкция Старе Мяста в Варшаве — исторического центра польской столицы, часто признаваемая классическим примером трудного восстановления города, во многих отношениях была перепланировкой, хотя строители использовали все старые материалы, которые можно были спасти из руин.
Хотя архитектура Скандинавского полуострова была ценным ориентиром для многих архитекторов других стран Европы, в частности, Западной Германии и Великобритании, было бы преувеличением приписывать все достижения мягкого модернизма в Европе прямым скандИнАвским влияниям. Среди примеров этого направления — жилые комплексы Ле Корбюзье в Марселе, Нант-Резе, Берлине, Брие и Фирмини, а также павильон для международной строительной выставки в Берлине, где Северную Европу представляли Алвар Аалто, Кай Фискер, Арне Якобсен, Фриц Янеке и Стен Самуэль — сон. Кроме них, в застройке района Хансавиэртель в Берлине принимали участие Лучано Бальдессари, Ван ден Брук и Бакема, Вернер Дютгман, Эгон Ай — ерман, Вальтер Гропиус, Василий Лукхардт, Оскар Нимейер, Зеп Руф и Макс Таут. Высотные здания «Ромео и Джульетта» Ханса Шаруна в Штутгарте и проекты Луччикенти и Монако в Риме также могут рассматриваться в контексте того же мягкого модернизма.