Мягкий модернизм
На практике мягкий модернизм не очень далеко ушел от традиционализма, приверженцы которого стояли на иных начальных позициях, то есть от модернистской версии меЖвОенного традиционализма. Многие традиционалисты первого поколения начали карьеру в 1920-е или 1930-е годы и отошли от активной деятельности в конце 1950-х, не воспитав настоящих преемников. Архитекторы-традиционалисты второго поколения, прошедшие профессиональную подготовку в 1920—1930-е годы, часто осваивали новую территорию шаг за шагом, что можно проследить в работах Й. Ф. Бергуфа и Йос. Бедо в Нидерландах и Йозефа Видемана в Западной Германии.
Из всех проектов товарищества БПР 1950-х годов наиболее знаменита и наиболее противоречива Торре Веласка в Милане. Кроме всего прочего, она являет и резких контраст с городским контекстом; в большинстве других проектов группа БПР проявляла намного более чуткое отношение к окружению. С контек — стуалистской точки зрения, архитектура должна не существовать сама по себе, а быть частью города и частью истории. Именно эту идею отстаивал Альдо Росси в своей книге 1966 года «Архитектура города» , и именно эта идея открыла путь к постмодернистскому мышлению. Сходный подход воплощен в принципах архитектуры Иньяцио Гарделлы, в частности, в скромном доме винодела, в жилом доме для рабочих из Борсалино и в Каза алле Дзатгере. Уникальные идиосинкразические проекты Карло Скарпы в историческом контексте также можно интерпретировать в этом ключе. В этот же ряд встраиваются ландшафтные работы Димитриса Пикиониса в Афинах и ранние проекты Алвару Сизы — здания, впИСанные в ландшафт Матушиньюша: Пишсина Даш Мареш и чайный дом Боа Нова. Этот же контекстуализм мы находим в работах еще одного португальского архитектора, Фернанду Таворы; Хосе Кодерча и Мануэля Вальса, Мигеля Фисака и Фернандеса дель Амо в Испании; Ивана Витича, Юрая Нейдхардта и Степана Планича в Югославии.