Желаемый порядок
Архитектура может обслуживать потребности общества или же вносить в него желаемый порядок. Один вид архитектуры часто бывает сложно отличить от другого, и бывает возможно реализовывать один вид, не пренебрегая другим. Но иногда различие ясно видно. Значительную часть архитектуры гитлеровской Германии трудно назвать чем-либо иным, как бесспорным выражением власти. Яркий пример этого — вмешательство Альберта Шпеера в строительство нового Берлина как Riechshauptstadt нацистской Германии. Напротив, модернистский Kanzlerbungalow в Бонне, который когда-то назвали образцом архитектуры вызывающей скромности, также считается впечатляющим политическим символом молодой тогда демократии Федеративной Республики. Эти примеры противоположны идеологически, но в обоих архитектура отражает образ и идеал государства в его собственных глазах; ассоциации с иерархией и порядком в первом случае, с равенством и прозрачностью — во втором.
Правительственная архитектура может быть в некоторой степени связанной с политической системой, хотя последнюю редко можно определить более точно, чем «демократия» и «диктатура». Иногда архитектура отражает личность главы государства. Примеры такой связи — Grands Projets Франсуа Миттерана в Париже, в частности, Арка Обороны, пирамида Лувра и национальная библиотека, ныне носящая имя этого президента ; ни один из этих проектов нельзя назвать типичным образчиком демократической архитектуры. Другой пример — Casa Poporului в Бухаресте, дворец румынского диктатора Николае Чаушеску; после революции он приобрел другое назначение и сравнительно быстро освободился от негативных ассоциаций.