Плодотворный период
В этот же период, бесспорно, крайне плодотворный в отношении работ общего характера, появились одна или две книги о постмодернизме, в частности, Dopo I’Architettura Moderna Паоло Портогези, опубликованная в том самом 1980 году, когда ее автор руководил первой Международной архитектурной выставкой на Венецианском бьеннале, носившей название «Присутствие прошлого». В более современных трудах, посвященных постмодернизму, прослеживается четкое различение американских тенденций и того, что Паоло Портогези называет «европейским горизонтом». То же различие очевидно в книге Генриха Клотца Moderne Urtd Posmodeme. Der Gegenwert 1960—1980 1984 года. Только в новаторской работе Чарльза Джейкса «Язык архитектуры постмодерна» это противопоставление отсутствует. Американская постмодернистская архитектура состояла в основном из отдельных зданий с символическими коннотациями, тогда как корни постмодернистской архитектуры Европы в большей степени лежат в созерцании города и зданий как его составляющих. Иными словами, европейский город соткан из традиционной городской ткани, в которой широкомасштабная модернизация, проходившая начиная с 1950-х годов, оставила многочисленные дыры. Такие архитекторы как Морис Куло, Йозеф Пауль Кляйхюс, Леон Крир, Альдо Росси и Освальд Матиас Унгере каждый по-своему выступали за ремонт этой городской ткани и тем самым за реконструкцию европейского города. Призывы к переоценке города прозвучали и с совершенно другой стороны. Манифест Рема Кулхааса «Нью-Йорк в горячке» точно так же явился отражением взгляда, которому город как целое представляется более важным, чем отдельные здания. Артикуляция различий между американским и европейским постмодернизмом способствовала постепенному приходу понимания того факта, что существует особая европейская архитектура, которую нужно отличать от архитектуры вообще. Более того, рожденная постмодернистским релятивизмом идея архитектуры как единого колоссального повествования стала утрачивать почитателей, и вместе с этим автоматически перестала признаваться универсальная и последовательная история архитектуры. Ее заменила история, состоящая из многочисленных повествований, таких как те, что предлагали Фрэмптон и Кертис. В этом смысле в их книгах можно видеть продукты постмодернистского образа мышления, более широкого, чем модернистское мышление, но ни в коем случае не всеобъемлющего.