Конкурирующие взгляды
Определение связей поверх границ является одной из сильных сторон Акоша Мораванского в таких его публикаЦИях, как «Конкурирующие взгляды. Эстетическое изобретение и социальное воображение в центральноевропейской архитектуре, 1867—1918» и Die Emeuerung Der Baukunst. Wege Zur Modeme In Mitteleuropa 1900—1940 . То же будет справедливо сказать и о книге «Формирование нового города. Новая архитектура модерна в Центральной Европе 1890—1937. Вена, Будапешт, Прага, Краков, Загреб, Львов, Любляна, Брно, Тимишоара, Злин» . В этом случае фокусировать внимание на городах имеет смысл, потому что при таком подходе авторы получают возможность оставить в стороне национальные вопросы и сосредоточиться на проблемах архитектуры и городского проектирования на том уровне, на котором их обычно и приходится решать, то есть на уровне города. Такую же широкую панораму и фокус внимания на отдельных городах как центрах культурного развития можно найти в кНиГе «Художественный дизайн и архитектура в Центральной Европе 1890 — 1920» Элизабет Клегг. Эти публикации исключительны, поскольку основная тенденция состоит в том, чтобы предпочитать рассмотрение структуры национальной истории, что было модно со времен расцвета национализма в девятнадцатом веке. Таким образом, значительная доля европейской архитектуры девятнадцатого века основывалась на национальных историях, которые часто издавали не на национальном языке, чтобы сделать их доступными интернациональному читателю. Обычно бывает, что национальная граница — это географическая межа для рассматриваемых обозрений, где национальные и культурные, а часто и языковые границы совпадают.