Строительная среда
В какой степени строительная среда была и остается функцией деятельности правительств, отчасти зависит от уровня благосостояния. Там, где денег недоставало на протяжении долгого времени — как это было в двадцатом веке в Албании или Ирландии, — муниципальные и центральные власти редко играли важную роль в осуществлении строительных проектов. Там, где средства имелись в относительно достаточных объемах, участие правительств в строительстве, как правило, было более активным. В разных случаях и в разные периоды степень участия правительства была вопросом идеологии и политики. При господстве либерального принципа Laissez— Faire, как в конце девятнадцатого века, городские советы нередко сознательно выступали лишь с самыми общими рекомендациями и активно не вмешивались в программы строительства, то есть в то, что предполагалось строить; инициатива находилась в руках частных предпринимателей. «Философия свободного рынка», возобладавшая в конце двадцатого века, также предполагала ведущую роль частной инициативы.
В бывших коммунистических странах, где до 1989 года рынка не существовало, на первый план вышел новый тип либерализма. Почти все архитекторы были гражданскими служащими и работали по заказам правительств. После 1989 года тотальный контроль государства сменился своей полной противоположностью, и в последние годы многим бессильным правительствам в Центральной Европе приходится закрывать глаза на незаконные или полузаконные строительные практики. Впрочем, незаконное строительство не является проблемой исключительно Центральной Европы; этот вопрос также остро стоит в Испании, Италии и Бельгии.