Центральное место
В историографии центральное место обычно отводится архитекторам и результатам их труда — проектам и зданиям. На архитектуру принято смотреть как на продукт творчества автора проекта, и приписывать единственной личности выполненную работу: эта личность — основатель, эпоним и директор фирмы. История архитектуры говорит в первую очередь и более всего о произведениях архитектуры и архитекторах, иногда — о заказчиках, и при этом почти всегда удостаиваются внимания посредники. Тот факт, что деятели теории архитектуры, архитектурной критики и истории архитектуры также занимают свое место в истории архитектуры, можно частично объяснить самосознанием учеников. Но корни этого факта также в деятельности посредников. Если архитекторы определяют облик выстраиваемой среды, то посредники стараются обеспечить для нее обрамление, по которому мы можем о ней судить.
Архитектурная историография не статична. Каждая новая история архитектуры строится на прежних и отражает их, сама являясь при этом отражением времени ее создания. Недавние достижения могут помочь увидеть архитектуру более ранних эпох под другим углом, привести к переоценке — позитивной или негативной — созданий прошлого. Теоретики архитектуры, ее критики и историографы вносят свой вклад в создание и испытывают влияние непрерывно возникающих в современной архитектурной культуре новых идей и форм. В том, каКиМ образом строится история, мы можем найти доказательства того, что на историю можно смотреть в современной перспективе. Не говоря прямо о заблуждениях или предрассудках, она доказывает, что и историки, и их произведения по большей части суть продукты своего времени. Историография наших дней — насколько я в силах увидеть — определяется двумя перекрывающими друг друга перспективами: перспективой периода после холодной войны и постмодернистской перспективой. Здесь Европа не сводится к Западной Европе, а архитектура — к модернизму.