Примечательная переориентация
Начиная с 1989 года, в европейской архитектуре наблюдается примечательная переориентация — и в географическом, и в культурном отношении. В географическом — потому что мало помалу все больше внимания уделяется Центральной и Восточной Европе, а также окраинам континента. В культурном — потому что исторический фокус расширяется и уже вбирает в себя не только модернизм. Конечно, этот процесс до некоторой степени неизбежен. История и архитектура западно-европейского модернизма так часто становились объектами изучения, что новым поколениям историков не осталось иного выбора, кроме как обратить взгляды к новым предметам и темам.
Серьезным вкладом в расширение географической перспективы стало издание «Всемирная архитектура. Критическая мозаика 1900—2000 гг.» под редакцией Кеннета Фрэмптона, увидевшее свет на рубеже столетИй в десяти частях. Одна часть полностью и еще две части в большой степени посвящены Европе. Эта серия рассказывает не исключительно о Западной Европе и об архитектуре модерна. Церковь Святого Роха в Белостоке на северо-востоке Польши воплощает новый подход к местоположению и архитектурной выразительности. Каждая часть содержит описания ста проектов. Европе отведено около 20% общего объема серии. Она отражает хорошо сбалансированный глобальный исторический подход, не страдающий обычным преобладанием западной и западноевропейской тематики. Эта серия продолжает традицию «Новой архитектуры в мире» Удо Культермана, первое издание которой вышло в 1965 году.